“SAMRUK-ENERGY” JSC | Integrated ANNUAL REPORT

Strategy

Power industry is the basic infrastructure branch of the economy, which influence on the operation of industrial sector, services sector, and the quality of life of the population of the Republic of Kazakhstan.

The Company faces the challenge of creating a balanced development model that includes the optimal ratio of energy supply to domestic consumers and exports, combining high economic efficiency, innovative improvement and advanced standards of social responsibility. The Company officials, employees and bodies take decisions in compliance with the development strategy.

In 2018 “Samruk-Energy” JSC approved the new Development Strategy for 2018–2028 in connection with changes in the internal and external environment, including: the postponement of introduction of capacity market in Kazakhstan to 2019, the change in the regulatory environment in renewable energy sector, the adjustment of the state program on privatization, the change in the list and key criteria of investment projects, the postponement of commissioning of energy-intensive production facilities, the new trend in digitization of production and operational processes.

The Strategy takes into account the state policy in the field of strategic planning of the national energy security system, meets the main strategic directions, goals and objectives of the Fund and is developed in accordance with the Corporate Standard for Strategic and Business Planning at “Samruk-Kazyna” JSC group of companies.

When preparing the Strategy, “Samruk-Energy” adheres to, but is not limited to, the principles of sustainable development set out in the United Nations Global Compact.

SWOT-analysis of “Samruk-Energy” JSC standing

Key challenges

Today the Company faces a number of key external and internal challenges, which are a consequence of the current situation of the Company, the characteristics of the external environment and trends in its development.

Key external challenges

1.  Introduction of the capacity market

According to the data of the System Operator, as of January 1, 2018, the total installed capacity of thermal power plants was 18,845 MW, of which 10,052 MW or 53.3 % are over 30 years old, the installed capacity of hydropower plants is 2,671.1 MW, of which 1,840 MW or about 69.1 % are more than 30 years old.

To reduce the level of depreciation of the generating equipment, it is necessary to introduce capacity market, which will allow the construction of new and modernization, reconstruction of existing facilities. With the introduction of the capacity market, the existing tariff for electricity will be divided into two parts:

1)   the tariff for electricity – a variable part, which ensures the recoupment of costs for the production of electricity;

2)   capacity tariff is a constant part that ensures the return of investments in the construction of new and renewal, modernization, reconstruction, expansion of existing power facilities.

The Single Buyer will be introduced in the capacity market, which will carry out a centralized purchase of the service for maintaining the readiness of electric capacity and centralized provision of services to ensure the readiness of capacity to carry the load.

2.  Establishment of the EEU common electricity market

The introduction of common electricity market of EEU involves the creation of a system of relations between the entities of the wholesale electricity markets of the member states of the Union based on the parallel operating power systems associated with the purchase and sale of electricity (capacity).

The introduction of the common market is expected from July 1, 2019 after the signing of the International Treaty. However, until the creation of a common gas market (2025), the common electricity market will be operated by parties, which will be authorized by the member states of the Union.

As a result of the establishment of the common electricity market of the EEU, the Republic of Kazakhstan will not only have simplified access to the markets of the member countries of the Union, but will also increase the openness of the domestic market for external electricity suppliers.

3.  Availability of free capacities

There has been a steady increase in demand for electricity, about 5–7 % since 2016. The current excess capacity is about 4 GW.

The main excess is concentrated in the Northern energy zone – the key area of the Company's operations. This leads to increased competition and an increased role of competencies for work in a competitive environment, currently limited at “Samruk-Energy” JSC.

4.  Decrease in coal sales volumes

The decrease in loads of own stations operating on Ekibastuz coal negatively affects the volumes of coal sales. The potential for an increase in Ekibastuz coal consumption by Kazakhstani third-party consumers is little, and the volumes of supplies to Russia are declining, including due to the partial transfer of Russian coal-fired power plants to domestic coal or natural gas.

5.  Tougher environmental requirements

Currently, there is a steady trend in the world to reduce the level of environmental pollution. The commitments made by the Republic of Kazakhstan, as an active participant in international relations in environment field, and Samruk-Energy, as an environmentally and socially responsible company, determine the need for a proactive response to trends in the field of environmental protection.

6.  Changes in the regulatory environment for the development of renewable energy sources

In 2017, the state policy in supporting the use of renewable energy has been dramatically changed. The mechanism of auction tenders for the construction of renewable energy facilities was introduced. Auction are held on the principle of reducing the price of electricity, starting from the established ceiling auction prices, for participation in which it is necessary to provide a collateral.

7.  Digitization of business

Currently, there is a trend in the world for digitization of production and operational processes, which contributes to optimization of time costs, increase of operational efficiency and development of analytical data obtained in automated mode.

Key internal challenges

  1. Implementation of the RK Government plans for privatization of the Company's assets. As part of a comprehensive privatization plan for 2016–2020, a part of the assets across “Samruk-Energy” JSC group of companies is planned to be privatized. To maintain the value of the Company, it is necessary to take a number of actions on ensuring the sale of these assets at a fair market price.
  2. The need for significant improvement of the Company's operations and growth of the ROACE indicator.
  3. High level of debt burden on the Company, due to the implementation of the investment program.
  4. Lack of portfolio / project management at “Samruk-Energy” JSC.

Achievement of the mission and vision of the company will be secured through the implementation of three STRATEGIC GOALS:

  1. Ensuring reliable competitive
    power supply in markets where the Company operates
  2. Maximizing shareholder value
  3. Sustainable development

Following the achievement of three strategic goals, it is planned to ensure the achievement of strategic results:

  1. Sustainable leadership in the electricity and power generating coal market of the Republic of Kazakhstan.
  2. Entry and gain a foothold in the new export markets.
  3. Increase income flow and improve financial standing.
  4. Creation of a sound basis for effective management of various types of generation facilities.
  5. The status of the leader of innovation, sustainable development, corporate governance and a responsible employer.

To achieve the Company's vision and achieve its strategic goals, the Company will focus on the implementation of four STRATEGIC INITIATIVES:

  1. Increase the profitability of sales:
  • Increased sales of electricity and coal in the domestic market.
  • Increased sales of electricity and coal in foreign markets
  • Development of the product line and price options for the sale of electricity and coal
  1. Increasing the efficiency of operations:
  • Increasing the operational efficiency of existing facilities
  • Innovative development and digitization.
  • Improvement of financial stability
  1. Effective implementation of investment programs
  1. Corporate Governance and Sustainable Development
  • Effective Corporate Governance
  • Development of human capital
  • Implementation of sustainable development initiatives

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет

Стратегия

Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль экономики, от которой зависит эффективность функционирования производственного комплекса, сферы услуг, а также качество жизни населения Республики Казахстан.

Перед Компанией стоит задача по формированию сбалансированной модели развития, включающей в себя оптимальное соотношение обеспечения энергоресурсами внутренних потребителей и экспорта, сочетая высокую экономическую эффективность, инновационное совершенствование и передовые стандарты социальной ответственности. Органы, должностные лица и работники Компании принимают решение в соответствии со стратегией развития.

В связи с изменениями внутренней и внешней среды, в том числе: переносом срока ввода в Казахстане рынка электрической мощности на 2019 год, изменением регуляторной среды в области ВИЭ, корректировкой государственной программы по приватизации, изменением перечня и основных параметров инвестиционных проектов, переносом сроков ввода энергоемких производств, новым трендом на цифровизацию производственных и операционных процессов, АО «Самрук-Энерго» в 2018 году утвердило новую Стратегию развития Компании на 2018–2028 годы.

Стратегия, являясь основополагающим документом для планирования и осуществления деятельности Компании, учитывает государственную политику в области стратегического планирования системы национальной энергетической безопасности, соответствует основным стратегическим направлениям, целям и задачам Фонда и разработана в соответствии с Корпоративным стандартом по стратегическому и бизнес-планированию в группе компаний АО «Самрук-Қазына».

При формировании Стратегии АО «Самрук-Энерго» придерживается, но не ограничивается принципами устойчивого развития, закрепленными в Глобальном договоре Организации Объединенных Наций.

SWOT-анализ положения АО «Самрук-Энерго»

Ключевые вызовы

В настоящее время перед Компанией стоит ряд ключевых внешних и внутренних вызовов, являющихся следствием текущего положения Компании, характеристик внешней среды и тенденций ее развития.

КЛЮЧЕВЫЕ ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ

1. Введение рынка мощности

Согласно данным Системного оператора на 1 января 2018 года общая располагаемая мощность тепловых электростанций составила 18 845 МВт, из них 10 052 МВт или 53,3 % имеют возраст более 30 лет, установленная мощность гидроэлектростанций – 2 671,1 МВт, из них 1 840 МВт или около 69,1 % имеют возраст более 30 лет.

Для сокращения уровня износа генерирующего оборудования необходимо введение рынка электрической мощности, который позволит обеспечить строительство новых и модернизацию, реконструкцию действующих мощностей. С введением рынка мощности существующий тариф на электрическую энергию будет разделен на две части:

  1. тариф на электроэнергию – переменная часть, которая обеспечивает окупаемость затрат на производство электрической энергии;
  2. тариф на мощность – постоянная часть, которая обеспечивает возвратность вложенных инвестиций в строительство новых и обновление, модернизацию, реконструкцию, расширение существующих электрических мощностей.

На рынке мощности будет введен Единый закупщик, осуществляющий централизованную покупку услуги по поддержанию готовности электрической мощности и централизованное оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.

2. Формирование общего рынка электроэнергии ЕАЭС

Ввод общего электроэнергетического рынка ЕАЭС предполагает создание системы отношений между субъектами оптовых электроэнергетических рынков государств-членов Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанной с куплей-продажей электрической энергии (мощности).

Ввод общего рынка предполагается с 1 июля 2019 года после подписания Международного договора. Однако до создания общего рынка газа (2025 год) функционирование общего электроэнергетического рынка будет осуществляться субъектным составом, уполномоченным государствами-членами Союза.

В результате образования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС Республика Казахстан получит не только упрощённый доступ к рынкам стран-участниц Союза, но также повысит открытость внутреннего рынка для внешних поставщиков электроэнергии.

3.Наличие свободных мощностей

С 2016 года наблюдается устойчивый рост спроса на электроэнергию, порядка 5–7 %. Текущий избыток мощностей составляет около 4 ГВт.

Основной избыток сконцентрирован в Северной энергозоне – ключевой зоне деятельности Компании. Это приводит к усилению конкуренции и увеличению роли компетенций по работе в конкурентной среде, ограниченных на текущий момент в АО «Самрук-Энерго».

4.Снижение объемов продаж угля

Снижение загрузки собственных станций, работающих на экибастузском угле, негативно сказывается на объемах продажи угля. Потенциал роста потребления экибастузского угля сторонними потребителями в РК ограничен, а объемы поставок в РФ снижаются, в том числе из-за частичного перевода российских угольных станций на уголь внутренних производителей или природный газ.

5. Ужесточение требований экологического законодательства

В настоящее время в мире наблюдается устойчивый тренд на снижение уровня загрязнения окружающей среды. Обязательства, принятые Республикой Казахстан, как активным участником международных отношений в области экологии, и АО «Самрук-Энерго», как экологически и социально ответственной Компанией, определяют необходимость проактивного реагирования на тенденции в области охраны окружающей среды.

6. Изменение регуляторной среды по развитию ВИЭ

В 2017 году в государственную политику в области поддержки использования ВИЭ были внесены кардинальные изменения. Был внедрен механизм аукционных торгов на строительство объектов ВИЭ. Аукционные торги проводятся по принципу снижения цены на электроэнергию, начиная от установленных предельных аукционных цен, для участия в которых необходимо внести финансовое обеспечение.

7. Цифровизация бизнеса

В настоящее время в мире наблюдается тренд на цифровизацию производственных и операционных процессов, который способствует оптимизации временных затрат, повышению операционной эффективности и развитию аналитических данных, получаемых в автоматизированном режиме.

КЛЮЧЕВЫЕ ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ

  1. Реализация планов Правительства РК по приватизации активов Компании. В рамках комплексного плана по приватизации на 2016–2020 годы по группе компаний АО «Самрук-Энерго» планируется приватизация части активов. Для сохранения стоимости Компании необходимо принять ряд мер, обеспечивающих реализацию этих активов по справедливой рыночной цене.
  2. Необходимость кардинального повышения операционной эффективности Компании и роста показателя рентабельности задействованного капитала (ROACE).
  3. Высокий уровень долговой нагрузки на Компанию, вследствие реализации инвестиционной программы.
  4. Отсутствие портфельного/проектного управления в АО «Самрук-Энерго».

Достижение миссии и видения Компании будет обеспечено через реализацию трех СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ:

  1. Обеспечение надежных конкурентоспособных поставок энергоресурсов на рынках присутствия
  2. Повышение стоимости акционерного капитала
  3. Устойчивое развитие

В результате достижения трех стратегических целей планируется обеспечение достижения СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Устойчивого лидерства на рынке электроэнергии и энергетического угля Республики Казахстан.
  2. Выхода и закрепления на новых экспортных рынках.
  3. Увеличения потока доходов и улучшения финансового положения.
  4. Создания прочной базы эффективного управления объектами генерации различного типа.
  5. Статуса лидера инноваций, устойчивого развития, корпоративного управления и ответственного работодателя.

Для достижения видения Компании и выполнения стратегических целей Компания сосредоточится на исполнении четырех СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ:

  1. Повышение рентабельности продаж:
  • Увеличение сбыта электроэнергии и угля на внутреннем рынке;
  • Увеличение сбыта электроэнергии и угля на внешнем рынке;
  • Развитие продуктовой линейки и ценовых опций по продаже электроэнергии и угля.
  1. Повышение эффективности деятельности:
  • Повышение операционной эффективности существующих мощностей;
  • Инновационное развитие и цифровизация;
  • Повышение финансовой устойчивости.
  1. Эффективная реализация инвестиционных программ
  1. Корпоративное управление и Устойчивое развитие:
  • Эффективное корпоративное управление;
  • Развитие человеческого капитала;
  • Реализация инициатив в области устойчивого развития.