“SAMRUK-ENERGY” JSC | Integrated ANNUAL REPORT

“Environmental” category

2018 was the year of the start of a major environmental reform in Kazakhstan – the new Environmental Code is planned to be released in 2020.

As you know, Kazakhstan has chosen the path to sustainable development and joining the 30 most developed countries of the world, respectively, the issue of environmental safety is a priority for us. We recognize that the achievement of environmental safety in the regions where our production enterprises operate is largely dependent on the economic development strategy implemented by the Company.

A responsible attitude towards environmental issues has developed for many years of work at the Company and its subsidiaries. Given the complexity and seriousness of the technologies used, we cannot but recognize the importance of each of the many environmental risk factors typical for power sector, especially from the perspective of well-being of present and future generations, plant and animal life in the regions of operation.

Guided by current legislation, the concept of sustainable development, as well as the best international practices. “Samruk-Energy” JSC has determined an environmental policy for itself. The goals and objectives specified in the Environmental Policy of “Samruk-Energy” JSC are taken into account in the Company’s Long-Term Development Strategy.

The Company has established an environmental management system (EMS) for managing environmental aspects. All subsidiaries and affiliates of the Company engaged in production activities adopted the ISO 14001 standard “Environmental Management”. We consider environmental care as a contribution to the social development of Kazakhstan’s society, therefore, the Company has commenced integrating EMS with the social management system in 2018. Owing to our experience in working with ADB and EBRD, we are planning to improve our management systems taking into account the requirements of the International Finance Corporation.

Environmental assessment of the efficiency of production processes is carried out within the framework of industrial environmental monitoring based on measurements and calculations of the level of emissions into the environment, harmful production factors, as well as the actual volume of consumption of natural, energy and other resources. Industrial environmental monitoring is carried out with the involvement of independent laboratories accredited in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of technical regulation. The objects of production monitoring are atmospheric air, surface and groundwater, soil.

2018 was the year of ecology in Pavlodar region, the region where the largest subsidiaries of the group such as ESDPP-1, ESDPP-2 and Bogatyr Komir are concentrated; these enterprises were actively involved in the activities aimed at improvement of the quality of environmental components, which were developed by the local environmental department.

Financial aspects and other risks and opportunities for the company’s activities related to climate change

The issue of changes in the global climate have been addressed for several decades. The United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC) signed in 1992 by more than 180 countries, is an official confirmation of world community’s concern about this issue.

Governments of member countries reviewed the implementation of Paris Agreement on climate change at a regular meeting of parties to the UNFCCC, which was held in Katowice, Poland in December 2018. The scientific basis of this conference was the IPCC (Intergovernmental Panel on Climate Change) Special Report on Global Warming of 1.5°C, which was published the day before the meeting.

The report contains a very alarming conclusion that in order to prevent irreversible climate change, it is necessary to limit global warming to one and a half degrees Celsius compared to the pre-industrial era, for which it is necessary to reduce to zero the net balance between greenhouse gas emissions gases and the absorption capacity of the terrestrial ecosystem by 2050. Kazakhstan is still striving for a goal of –15 % by 2030 relative to 1990, declared as a voluntary contribution in Paris.

Taking into account experts’ opinion, “Samruk-Energy” JSC takes the climate change issue seriously. Therefore, the Company pays considerable attention to the development of renewable energy sources and hydropower plants, implemented energy management systems everywhere, developed comprehensive programs aimed at increasing energy efficiency and energy conservation, and plans to launch a serious project on gasification of Almaty power plants.

Moreover, such subsidiaries and affiliates of “Samruk-Energy” JSC such as “Ekibastuz SDPP-1” LLP, “Ekibastuz SDPP-2 Plant” JSC, “APP” JSC and “Bogatyr Komir” LLP are facilities which are limited by quota installations and have obligations on reduction of GHG emissions in framework of the national GHG emissions trading system.

Particular attention is paid to the new technologies: “Clean coal technologies” research laboratory was established at the premises of “Nazarbayev University” on request of “Samruk-Energy” JSC; a pilot project for the conversion of flue gas CO2 to microalgae biomass using various types of soda solutions is implemented in conjunction with “Microalgae Biotechnology” LLP at “GRES-1” LLP; Energy service agreement for replacement of more than 1.5 thousand of industrial lamps available today with LED ones was signed at “Bogatyr Komir” LLP.

The main directions and goals for reducing the carbon intensity of the Company’s processes and products are described in the long-term Development Strategy and the Company’s Environmental Policy.

SWOT analysis of Samruk-Energy’s standing in terms of the matter of state regulation of greenhouse gas emissions

It should be noted that if some technologies are actively progressing owing to the global spread sustainability ideology (for example, renewable energy), then it is feasible to treat other technologies, which encourage the same principles of sustainability, patiently and excitedly. This explains the modest pace of retrofit and reconstruction of conventional generation in Kazakhstan.

Materials used

As of year-end 2018, distribution by types of generation (conventional, HPP and RES) was as follows:

  • conventional generation accounted for 91 % of the total power generation of the group of companies, which is 3 % more than in 2017.
  • the share of “clean” energy sources accounted for 9 %, of which 8.5 % is produced by HPP and 0.5 % – RES, in other words, in 2018, the share of output from HPPs decreased by 2 %, while the share of renewable energy remained approximately at the same level.

The volume of electricity generated at fuel plants increased by 13 % in 2018 as compared to 2017, so the consumption of materials such as coal and fuel oil considerably increased. Along with this, the Aktobe power plant was withdrawn from the Company’s asset portfolio, which led to an almost threefold decrease in gas consumption.

Generation

Сonsumed materials

Water use and water consumption

Water is a renewable natural resource, which has a potential energy that we convert into electricity.

We use the energy of water mass as a source of energy in hydropower plants, and also use water as a heat carrier at thermal power plants, for recharge of reservoirs, irrigation of ash beaches, for maintaining water levels in ash dumps, for household needs.

Total volume of water withdrawn broken down by sources

 

Measurement unit

Volume

2016

2017

2018

Total volume of water withdrawn

thous. m3

9,671,594

10,313,409

10,546,314

From surface water bodies

thous. m3

9,619,606

10,261,611

10,498,150

From underground sources

thous. m3

6,817

6,858

7,341

Waste water from other organizations

thous. m3

406

399

274

From municipal and other systems

thous. m3

44,765

44,940

40,577

Water is consumed and used in accordance with the current legislation of the Republic of Kazakhstan: “Samruk-Energy” JSC subsidiaries collect water in accordance with the available permits: 98 % of the volume of water taken is classified as water use at hydropower plants, and 2 % as water consumption.

 

Measurement unit

volume

2016

2017

2018

Total volume of water withdrawn, incl.

thous. m3

9,671,594

10,313,409

10,546,314

Water use (HPP)

thous. m3

9,497,020

10,121,167

10,345,085

The share of water use

%

98.2

98.14

98.1

Water consumption

thous. m3

174,574

192,242

201,229

The share of water consumption

%

1.8

1.86

1.9

Water use and water consumption

Recycled and reused water

Circulating water supply systems are used at all fuel power plants of the Company in order to reduce water consumption.

 

Measurement unit

Volume

2016

2017

2018

The volume of recycled and reused water

thous. m3

2,921,806

2,663,002

2,959,034

Discharge of sewage water

Wastewater is not discharged into natural objects at first category industrial facilities; wastewater is used in hydraulic ash disposal systems and goes together with ash and slag wastes to ash dumps. At the same time, the volume of wastewater is insignificant relative to the volume of water taken.

 

 

2016

2017

2018

The volume of sewage water

thous. m3

64,842.095

60,144.078

77,001.4

“Samruk-Energy” JSC group of companies conduct analytical monitoring of surface water environments, sewage water monitoring, monitoring of changes in the water and temperature regimes of groundwater on a regular basis through a network of observation wells, repair of equipment and pipelines in HAR system.

Waste

The volume of ash and slag waste (ASW) in 2018 amounted to 7,663.95 thous. tons (while the standard is 9,166.9 thous. tons), which is almost 20 % more than in 2017 due to an increase in coal production volume and specific fuel equivalent.

The work on the disposal of accumulated ASW is underway, but still at a slow pace. Dry ash handling plant (hereinafter – DAHP) was put into operation at Ekibastuz SDPP-2. According to updated information, circa 10 thous. tons of dry ash was shipped in 2018. ASW of Ekibastuz SDPP-1, 2 power plants are used in the construction of roads in Pavlodar region.

At the same time, the annual reclamation covers more than 30 hectares of the waste areas of the ash dumps.

Volume ASW

Specific indicator of ash and slag waste formation with regard to Fuel generation sector

Emissions into the atmosphere

At year-end 2018 compared with 2017, the volume of electricity generated at fuel plants increased by 13 %, and accordingly, the total emissions of pollutants increased. Gross emissions across the group of companies amounted to 323.8 thous. tons, which is 23 % more than in 2017.

Monitoring of emissions into the atmosphere includes pollutants such as nitrogen oxides, sulfur oxides, carbon monoxide, fly ash.

Following the results of 2018, the specific emission of pollutants amounted to 10.2 g/kWh, which is 7 % higher than 2017 figure. As regards “Generation” sector, specific emissions of nitrogen oxides were reduced owing to maintenance activities after installation of low-emission burners, which led to a decrease in the concentration of nitrogen oxides in flue gases to 650 mg / nm3 at some power units. However, specific emissions of sulfur dioxide increased for a variety objective reasons.

The main reasons for an increase in specific emissions of SO2:

  • an increase of sulfur content in coal at “SDPP-1” LLP and “SDPP-2” JSC from 0.48 % in 2017 to 0.57 % in 2018;
  • firing of residual coal at CHP-1 of “Almaty Power Plants” JSC in connection with liquidation of coal warehouse, as well as an increase in the consumption of fuel oil due to limitations in the supply of natural gas;
  • an increase in the share of output at fuel plants (from 88 % in 2017 to 91 % in 2018);
  • a decrease in the share of hydropower generation (from 11.3 % in 2017 to 8.6 % in 2018).

There is a positive trend towards reducing ash emissions after the commissioning of advanced electrostatic precipitators at all power units of ESDPP-1 and ESDPP-2, as well as wet ash trap emulsifiers at APP plants.

The volume of gross emissions across "Samruk-Energy" JSC group of companies

Total emissions of SA of “Samruk-Energy” JSC

Specific emissions of pollutants across "Samruk-Energy" JSC group of companies, g/kWh

 

Measurement unit

Volume

2016

2017

2018

NOx

thous. tons

54.7

66.4

76.11

SO2

 

132.9

160.4

202.4

Dust (ash)

 

28.0

34.4

41.4

POP

tons

VOC

tons

115.4

245.6

297.2

СО2

thous. tons

24 150.66

29 839.62

33 743.68

At the end of the year, an analysis was conducted of the effectiveness of existing programs to reduce specific emissions of pollutants and greenhouse gases; corrective measures were developed to improve energy efficiency: repair of burners, maintaining nominal temperatures and pressures of steam and industrial reheat, eliminating suction cups, etc.

The monetary value of significant fines and the total number of non-financial sanctions

State inspections for compliance with the requirements of environmental legislation were conducted in 2018. The amount of significant fines made 722 thousand tenge.

 

Payments, thous. tenge

2016

2017

2018

Significant fines. amount of money

10,587

12,596

721.5

The number of cases of non-financial sanctions application

0

0

0

Total expenses and investments in Environmental Protection broken down by types

In accordance with current legislation of the Republic of Kazakhstan, each 1st category company of “Samruk-Energy” JSC (“Ekibastuz SDPP-1” LLP, “Ekibastuz SDPP-2 Plant” JSC, “APP” JSC, “Aktobe CHP” JSC and “Bogatyr Komir” LLP) has an environmental protection action plan approved by the authorized body, the implementation of which is an obligatory condition for special nature management.

Expenses and investments in environmental protection across “Samruk-Energy” JSC group of companies amounted to 6.63 bln. tenge in 2018.

 

Expenses, thous. tenge

2016

2017

2018

Total

1,197,259.2

2,213,407.5

6,629,260.84

expenses associated with waste management and emissions purification, as well as the elimination of environmental damage

825,732.8

1,825,147

6,556,645.24

Expenses for prevention of environmental impact and environment management system

371,526.4

388,260

72,615.6

Biodiversity

The Company operations and proposed projects may affect local biological diversity. We strive to minimize any impact on the biosphere.

In this vein, 1,346.7 km of “AZhC” JSC power grids were reconstructed over a period of 2009–2018 by equipping them with self-supporting insulated wires (SIW) in order to prevent birds from electric shock.

To mitigate the impact on aquatic ecosystems, the modes of hydropower plant operations are agreed with city mayor administrations, water resources committees of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kazakhstan, as well as with the management of Specially Protected Natural Areas (for example. in the case of “Moynak HPP” JSC).

“Moynak HPP” JSC cooperates with UNDP experts in Kazakhstan on the project for preservation of relic aspen grove, which is located downstream of the Charyn River in the territory of the Charyn National Park.

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет

Категория «Экологическая»

2018 год в Казахстане стал годом начала большой экологической реформы – в 2020 году планируется выход нового Экологического кодекса.

Как известно, Казахстан выбрал для себя путь к устойчивому развитию и вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира, соответственно вопрос экологической безопасности является для нас приоритетным. Мы признаем, что достижение экологической безопасности в регионах присутствия наших производственных предприятий во многом зависит от стратегии экономического развития, реализуемой Компанией.

За многолетнюю работу в Компании и ее дочерних предприятиях сложилось ответственное отношение к вопросам охраны окружающей среды. Учитывая сложность и серьезность применяемых технологий, мы не можем не осознавать значимость каждого из многочисленных факторов экологического риска, характерных для электроэнергетического сектора, особенно в контексте благополучия нынешнего и будущих поколений, растительного и животного мира в регионах присутствия.

АО «Самрук-Энерго», руководствуясь действующим законодательством, концепцией устойчивого развития, а также наилучшими мировыми практиками, определило для себя экологическую политику. Цели и задачи, декларируемые в Экологической политике АО «Самрук-Энерго», учтены в Стратегии развития Компании.

Для управления экологическим аспектом в Компании создана система экологического менеджмента (СЭМ). Во всех компаниях группы АО «Самрук-Энерго», осуществляющих производственную деятельность, внедрен стандарт ISO 14001 «Экологический менеджмент». Мы рассматриваем заботу об окружающей среде как вклад в социальное развитие общества Казахстана, поэтому в 2018 году начата работа по интеграции СЭМ с системой социального менеджмента. Благодаря имеющемуся опыту сотрудничества с АБР и ЕБРР, мы планируем совершенствование систем менеджмента с учетом требований Международной финансовой корпорации.

Экологическая оценка эффективности производственных процессов осуществляется в рамках производственного экологического контроля на основе измерений и расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов. Производственный мониторинг окружающей среды проводится с привлечением независимых лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном законодательством РК в области технического регулирования. Объектами производственного мониторинга являются атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы.

2018 год стал годом экологии в Павлодарской области – регионе, где сосредоточены самые крупные дочерние компании группы: ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», АО «Экибастузская ГРЭС-2», и ТОО «Богатырь Комир», которые приняли активное участие в мероприятиях, разработанных местным департаментом экологии для улучшения качества компонентов окружающей природной среды.

Финансовые аспекты и прочие риски и возможности для деятельности организации, связанные с изменением климата

О проблеме изменения климата в мире говорят уже не один десяток лет. Официальным подтверждением озадаченности мирового сообщества по этому вопросу является Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), подписанная в 1992 году более чем 180 странами.

На очередной встрече сторон РКИК ООН в декабре 2018 года в Катовице (Польша) правительства стран­участниц провели обзор выполнения Парижского соглашения для решения проблем, связанных с изменением климата. Научной основой этой конференции стал вышедший накануне Специальный доклад МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) о глобальном потеплении на 1,5 °C.

В докладе делается довольно тревожный вывод о том, что для предотвращения необратимых изменений климата необходимо ограничить глобальное потепление полутора градусами Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой, для чего необходимо уже к 2050 году свести к нулю чистый баланс между объёмом выброшенных в атмосферу в результате человеческой деятельности парниковых газов и поглотительной/ абсорбирую­щей способностью земной экосистемы. Казахстан же пока стремится к цели в –15 % к 2030 году относительно 1990 года, заявленной в качестве добровольного вклада в Париже.

Учитывая мнение экспертов, АО «Самрук-Энерго» серьезно относится к вопросу изменения климата. Так, в Компании большое внимание уделяется развитию ВИЭ и ГЭС, повсеместно внедрены системы энергоменедж­мента, разработаны обширные программы по повышению энергоэффективности и энергосбережения, планируется серьезный проект по газификации алматинских электростанций.

Кроме того, такие компании АО «Самрук-Энерго», как ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», АО «Экибастузская ГРЭС-2», АО «АлЭС» и ТОО «Богатырь Комир» являются квотируемыми установками и имеют обязательства по сокращению выбросов ПГ в рамках национальной системы торговли квотами на выбросы ПГ.

Отдельное внимание уделяется и новым технологиям: по заказу АО «Самрук-Энерго» на базе АОО «Назарбаев Университет» создана научная лаборатория «Чистых угольных технологий»; совместно с ТОО «Microalgae Biotechnology Laboratory» осуществляется пилотный проект на ТОО «ГРЭС-1» по конверсии СО2 дымовых газов в биомассу микроводорослей с помощью различных видов содовых растворов; на ТОО «Богатырь Комир» подписан энергосервисный договор по замене более 1,5 тыс. имеющихся сегодня промышленных ламп на светодиодные.

Основные направления и цели по снижению углеродоёмкости процессов и продукции Компании отражены в Стратегии развития и Экологической политике Компании.

SWOT-анализ положения АО «Самрук-Энерго» в контексте вопроса государственного регулирования выбросов парниковых газов

При этом необходимо отметить, что если одни технологии, благодаря глобальному распространению идеологии устойчивого развития (например, ВИЭ), прогрессируют активно, то к другим технологиям, мотивируя теми же принципам устойчивости, целесообразно подходить терпеливо и трепетно. Именно этим объясняются скромные темпы модернизации и реконструкции традиционной генерации в Казахстане.

Израсходованные материалы

По итогам 2018 года распределение по видам генерации (традиционная, ГЭС и ВИЭ) выглядит следующим образом:

  • на долю традиционной генерации пришлось 91 % общей выработки электроэнергии группы компаний, это на 3 % больше, чем в 2017 году.
  • на долю «чистых» источников энергии пришлось 9 %, из них 8,5 % выработка ГЭС и 0,5 % – ВИЭ, другими словами, в 2018 году доля выработки от ГЭС снизилась на 2 %, а доля ВИЭ осталась примерно на том же уровне.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом на 13 % увеличился объем выработки электроэнергии на топливных станциях, поэтому значительно увеличилось потребление таких материалов, как уголь и мазут. При этом, из пакета активов Компании выбыла Актюбинская станция, что привело почти к троекратному снижению потребления газа.

Генерация

Израсходованные материалы

Водопользование и водопотребление

Вода – возобновляемый природный ресурс, обладающий потенциальной энергией, которую мы превращаем в электрическую.

Мы используем энергию водных масс как источник энергии на гидроэлектростанциях, а также применяем воду на теплоэлектростанциях в качестве теплоносителя, на подпитку водохранилищ, на орошение зольных пляжей, на поддержание уровня воды в золоотвалах, на коммунально-бытовые нужды.

Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам

 

Единица измерения

Объем

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Общий объем забираемой воды

тыс. м3

9 671 594

10 313 409

10 546 314

Из поверхностных источников

тыс. м3

9 619 606

10 261 611

10 498 150

Из подземных источников

тыс. м3

6 817

6 858

7 341

Сточные воды других организаций

тыс. м3

406

399

274

Из муниципальных и других систем водоснабжения

тыс. м3

44 765

44 940

40 577

Водопользование и водопотребление осуществляется в соответствии с действующим законодательством РК: дочерние компании АО «Самрук-Энерго» осуществляют забор воды в соответствии с имеющимися разрешениями: 98 % объема забираемой воды классифицируется как водопользование на ГЭСах, а 2 % – как водопотребление.

 

Единица измерения

Объем

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Общий объем забираемой воды, в т. ч.

Тыс. м3

9 671 594

10 313 409

10 546 314

Водопользование (ГЭС)

Тыс. м3

9 497 020

10 121 167

10 345 085

Доля водопользования

%

98,2

98,14

98,1

Водопотребление

Тыс. м3

174 574

192 242

201 229

Доля водопотребления

%

1,8

1,86

1,9

Водопользование и водопотребление

Многократно и повторно используемые воды

С целью сокращения объемов водопотребления на всех топливных станциях Компании применяются оборотные системы воды.

 

Единица измерения

Объем

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Объем многократно или повторно используемой воды

Тыс. м3

2 921 806

2 663 002

2 959 034

Сбросы сточных вод

На промышленных объектах I категории сброс сточных вод в природные объекты не производится, сточные воды используются в системах гидрозолоудаления и поступают вместе со золошлаковыми отходами в золоотвалы. При этом относительно объема забираемой воды объем сточных вод незначителен.

 

Единица измерения

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Объем сточных вод

Тыс.м3

64 842,095

60 144,078

77 001,4

Группа компаний АО «Самрук-Энерго» осуществляет регулярный аналитический контроль поверхностных водных сред, контроль сточных вод, мониторинг процессов изменения водного и температурного режимов подземных вод по сети наблюдательных скважин, ремонт оборудования и трубопроводов системы ГЗУ.

Отходы

Объем золошлаковых отходов (ЗШО) в 2018 году составил 7 663,95 тыс. тонн (при нормативе 9 166,9 тыс.тонн), что почти на 20 % больше, чем в 2017 году из-за увеличения объема выработки угольной генерации и роста УРУТ.

Ведется работа по утилизации накопленных ЗШО, но пока слабыми темпами. На ЭГРЭС-2 запущена установка сухой золы (далее – УСЗ). В 2018 году с УСЗ по оперативным данным отгружено около 10 тыс.тонн сухой золы. ЗШО станций ЭГРЭС-1, 2 используются при строительстве автомобильных дорог в Павлодарской области.

Вместе с тем, ежегодной рекультивацией охватыватся более 30 га отработанных площадей золоотвалов.

Обьем ЗШО

Удельный показатель образования ЗШО по сектору Обьем ЗШО Топливная генерация

Выбросы в атмосферу

По итогам 2018 года по сравнению с 2017 годом на 13 % увеличился объем выработки электроэнергии на топливных станциях, соответственно увеличился объем валовых выбросов загрязняющих веществ. По группе компаний в 2018 году валовый выброс составил 323,8 тыс. тонн, что на 23 % больше, чем в 2017 году.

Мониторинг эмиссий в атмосферу охватывает такие загрязняющие вещества, как оксиды азота, оксиды серы, оксид углерода, зола летучая.

По итогам 2018 года удельный выброс ЗВ составил 10,2 г/кВт•ч, что на 7 % выше показателя за 2017 год. По сектору «Генерация» удельные выбросы оксидов азота сократились благодаря выполнению наладочных работ после установки низко-эмиссионных горелок, что привело к снижению концентрации окислов азота в дымовых газах на некоторых энергоблоках до 650 мг/нм3. Вместе с тем, по ряду объективных причин увеличились удельные выбросы диоксида серы.

Основные причины увеличения удельных выбросов SO2:

  • увеличение содержания серы в угле на ТОО «ЭГРЭС-1» и АО «Станция ЭГРЭС-2» с 0,48 % в 2017 г. до 0,57 % в 2018 г.;
  • сжигание остаточного угля на ТЭЦ-1 АО «АлЭС» в связи с ликвидацией угольного склада, а также увеличение расхода мазута из-за ограничений в поставках природного газа;
  • увеличение доли выработки на топливных станциях (с 88 % в 2017 году до 91 % в 2018 году);
  • снижение доли выработки ГЭС (с 11,3 % в 2017 году до 8,6 % в 2018 году).

Наблюдается устойчивая тенденция в сокращении удельных выбросов золы после ввода в эксплуатацию электрофильтров нового поколения на всех энергоблоках Экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2, а также эмульгаторов мокрого золоулавливания на станциях АО «АлЭС».

Объем валовых выбросов по группе компаний АО «Самрук-Энерго»

Вклад группы компаний АО «Самрук-Энерго» в суммарные выбросы Компании сектор «Генерация» 2018 год

Удельные выбросы ЗВ по группе компаний АО «Самрук-Энерго», кг/кВт•ч

 

Единица измерения

объем

2016 г.

2017 г.

2018 г.

NOx

тыс.тонн

54,7

66,4

76,11

SO2

тыс.тонн

132,9

160,4

202,4

Пыль (зола)

тыс.тонн

28,0

34,4

41,4

СОЗ

тонн

отсутствует

отсутствует

отсутствует

ЛОС

тонн

115,4

245,6

297,2

СО2

тыс. тонн

24 150,66

29 839,62

33 743,68

По итогам года проведен анализ эффективности действующих программ по снижению удельных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, разработаны корректирующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности: ремонт горелочных устройств, поддержание номинальных значений температуры и давления острого пара и пара промперегрева, устранение присосов и др.

Денежное значение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций

В 2018 году были проведены государственные инспекторские проверки на соответствие требованиям экологического законодательства. Сумма существенных штрафов составила 722 тыс. тенге.

 

Выплаты, тыс. тенге

 

 

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

денежная сумма существенных штрафов

10 587

12 596

721,5

количество случаев применения нефинансовых санкций

0

0

0

Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды с разбивкой по типам

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан каждая компания АО «Самрук-Энерго» I категории (ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2», АО «АлЭС» и ТОО «Богатырь Комир») имеет согласованный с уполномоченным органом план мероприятий по охране окружающей среды, исполнение которого является обязательным условием специального природопользования.

В 2018 году расходы и инвестиции на охрану окружающей среды по группе компаний АО «Самрук-Энерго» составили 6,63 млрд. тенге.

 

Затраты, тыс. тенге

 

 

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Всего

1 197 259,2

2 213 407,5

6 629 260,84

расходы, связанные с обращением с отходами и очисткой выбросов, а также ликвидацией экологического ущерба

825 732,8

1 825 147

6 556 645,24

расходы на предотвращение воздействия на окружающую среду и систему экологического менеджмента

371 526,4

388 260

72 615,6

Биоразнообразие

Производственная деятельность Компании, а также предполагаемые проекты могут влиять на местное биологическое разнообразие. Мы стремимся минимизировать какое-либо воздействие на биосферу.

Так, за период 2009–2018 г.г. подверглись реконструкции 1346,47 км электрических сетей АО «АЖК» с оснащением изолированными проводами (СИП) с целью предотвращения поражения электрическим током птиц.

Для снижения воздействия на водные экосистемы режимы работы гидроэлектростанций согласовываются с акиматами, Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, а также с руководством ООПТ (например, в случае с АО «Мойнакская ГЭС»).

АО «Мойнакская ГЭС» сотрудничает с экспертами ПРООН в Казахстане по проекту сохранения реликтовой ясеневой рощи, которая находится ниже по течению реки Чарын на территории Чарынского национального парка.